Развитие трехъязычия в школе
«Мы будем трехъязычными — это не потому что чья-то прихоть. Жизнь заставляет. Государственный язык — язык народа, где мы все живём, нам надо знать. Мы должны знать английский язык, потому что это язык науки, инноваций. И надо знать русский язык, на котором мы научились говорить и понимаем друг друга, и язык нашего большого соседа».
Нурсултан Назарбаев
Язык — это не только средство общения, это душа народа, хранитель традиций и культуры. Языковое многообразие Казахстана всегда было в приоритете. Об этом можно судить по Закону «О языках в Республике Казахстан» от 1997 года. В нем говорится, что все языки казахского народа — национальное достояние.
Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев отмечает важность образования для развития республики. В частности, необходимо делать упор на изучении казахского, русского и английского языков.
В целях развития трехъязычного образования в Казахстане Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевымбыло поручено разработать «Дорожную карту развития трехъязычного образования». Часть дисциплин будут преподавать на государственном языке, часть — на русском и часть — на английском. Целенаправленному изучению казахского языка планируется выделять больше учебных часов.
Цель языковой политики в Казахстане — интеграция республики в мировое сообщество и как следствие подъем науки, экономики и социально-культурной составляющей страны. Введение трехъязычного образования должно сделать казахский народ конкурентоспособным на мировой арене. Эта реформа — составляющая программы «Казахстан-2030».
Глава государства в своем выступлении сказал: "Призываю всех родителей направлять детей, в детстве все возможно. В нашем поколении не было возможности. Я знаю, что казахстанские родители стремятся дать общее образование детям в лучших школах, за рубеж отправляют».Действительно, дети гораздо быстрее, чем взрослые, усваивают иностранные языки, они достаточно быстро и охотно включаются в усвоение содержания учебного предмета на английском языке. И поэтому принцип трехъязычного образования является перспективным. Молодое поколение может это ощутить при получении высшего образования, при трудоустройстве по специальности в конкурентной среде.
В целях реализации программы мы, учителя русского языка и литературы, ставим перед собой конкретные задачи, направленные на развитие языковых умений в каждой области: чтения, письма, речевых умений, слушания. Прорабатываем варианты языкового погружения учащихся на уроках. Это позволит нам лучше развить уровень познавательной гибкости учащихся, выработать их повышенное внимание, хорошую память, более высокий уровень владения родным языком, а также превосходно справляться с решением проблем.
Основное внимание на уроке уделяем на работу с текстом, которая предоставляет нам получение, отбор, обработку и передачу необходимой информации в соответствии с коммуникативными задачами. Я преподаю предмет «Русский язык и литература» в классах с казахским языком обучения. На уроках русского языка пытаюсь проводить параллели между тремя языками: использую методы «Ассоциацию», «Синквейн», «Кластер», ученикиподбирают эквиваленты 7 компонентам «Наурыз коже» на трех языках.
В нашей школе с начала года в учебно-воспитательном процессе внедряютя элементы трехъязычного образования. Ряд учителей включили изучение казахского, русского и английского языков в план самообразования. Для учащихся и учителей функционируюткружки по казахскому и английскому языках. В течение года учителя МО русского языка и литературы планируют провести внеклассные мероприятия по развитию трехъязычия.
В итоге, получая трехъязычное образование, учащийся должен принимать более активное участие в процессе, а преподаватель — стать для него наставником. Такая форма сотрудничества повысит степень ответственности ученика и его способность к самообучению.