Проведение месячника методического объединения русского языка и литературы
В период с 3.10. по 28.10.2022 г. в ОШ № 44 был проведен месячник МО русского языка и литературы.
Тема: Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка.
Цель: предоставить эффективные пути для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
- Использовать эффективные методы и приемы, исследовательские работы и новые технологии для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках русского и языка.
- Показать мастер-классы, коучинги, семинары и тренинги в целях развития коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка.
- Проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка.
- Вести эффективную работу с одаренными детьми на уроках.
- Изучить уровень работы со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка.
Каждый из учителей подошел к проведению декады творчески, стараясь использовать на своих уроках и мероприятиях нестандартные приемы и технологии. Каждый урок и мероприятие дали возможность учащимся участвовать в различных конкурсах, викторинах, в защите мини-проектов, что, безусловно, способствовало развитию познавательного интереса к предмету.
На открытии месячника все члены МО русского языка и литературы приняли активное участие, так как были задействованы и ученики всех классов. Сценарий Открытия месячника был насыщен и полон инсценировками,стихотворениями, а также шуточными сценками из школьной жизни.
В рамках предметной декады проводились:
· нетрадиционные уроки по предмету;
· внеклассные мероприятия;
· различные конкурсы.
Среди этих конкурсов были: «Диктант на отлично!» (среди 5 кл.)
В итоге призовые места получили:
1 место – Құлпамыш Нұрсулу- 5 «А» класс, Ғалымжан Аділет– 5 «Г» класс
2 место- Серік Арайлым -5 «А» класс, Мурат Айару– 5 «Б» класс
3 место- Кошан Балғын- 5 «Б» класс.
Конкурс презентаций «Знатоки русской литературы».
Призовые места:
1 место- Мурат Диана, 11 «Б» класс.
2 место- Байбатыр Диана, 9 «В» класс, Омарбай Нуркен 10 «Б» класс.
3 место- Санат Самал 9 «В» класс, Жақып Нуркен 7 «Б» класс.
Конукрс чтецов «Мое любимое стихотворение».
Призовые места:
1 место – Асанбек Аружан 9 «А» класс, Асылбек Талшын 8 «Б» класс
2 место- Шаршенова Самал, 7 «А» класс, Темирхан Асель 10 «Б» класс
Найзабекова Рината 11 «Г» класс, Мухлис Наиля 7 «Д» класс.
3 место- Сагинтай Амина 8 «В» класс, Казбек Аяна 7 «В» класс.
Русланқызы Адия 7 «Д» класс, Аширбай Дана 10 «Г» класс.
Конкурс эссе « Люблю тебя, мой Казахстан!»
Призовые места:
1 место- Найзабекова Рината 11 «Г» класс
2 место- Найзабекова Ясмина 9 «Г» класс, Шарипова Дайана 11 «Г» класс.
Конкурс рисунков «Мой любимый поэт, писатель»
Призовые места:
Гран-при – Бердан Айзере 8 «Б» класс.
1 место- Ардаққызы Жанайда 8 «В» класс
2 место- Найзабекова Я. 9 «Г» класс, Баидов Эмрах 8 «Е».
3 место- Мырзабек Жанерке 8«В» класс, Нурбекұлы Нурым 10 «Б», Бауржан Жибек 8 «А» класс.
Цель данных мероприятий, пробудить интерес у учащихся к изучаемым авторам, расширить кругозор детей, проявить их таланты и способности. Декада показала, что у учащихся развит познавательный интерес к предметам, они охотно проявляли свои интеллектуальные и организаторские способности. Мероприятия отличались разнообразием форм проведения, подачей материала по русскому языку в игровой, занимательной форме. Все члены МО добросовестно подошли к проведению открытых уроков.
Масалбекова Д.А. показала открытый урок в 9 «Б» классе. Тема урока: «Человеком надо стать». По роману Ч.Т. Айтматов «Плаха».
Урок начался с тренинга «Живые руки», который позволил психологическому настрою и плодотворную работу на уроке. Для актуализации знаний использовала стратегию «Мозговой штурм», которая дала возможность повторить пройденный материал.
Чтобы подвести учащихся к новой теме предложила составить класстер , по Приему «Ассациация», посмотреть видео – новости, прочитать эпиграф к уроку. Таким образом, учащиеся сделали вывод , самостоятельно определили тему урока.
Далее обратила внимание учащихся на «лист оценивания». Спикерам группы дала готовые дескрипторы с определенными баллами на каждое задание, чтобы в конце урока озвучили баллы.
На стадии осмысления использовала опережающее задание. Учащиеся выступали с готовой презентацией, подготовленной дома, по содержанию романа. Предложила посмотреть буктрейлер с целью заинтересовать учащихся к чтению этого произведения.
Затем провела групповую работу. Дала задание первой группе заполнить контур волчицы внутри, словами и словосочетаниями, которые характеризует образ волчицы, и передают ее чувства и эмоции. Другой группе Фишбоун, указать на причины, факты поведения , сделать вывод.
Третьей группе схематично построить цепочку преступлений человека. Ответить на проблемный вопрос, сделать вывод. Учащиеся справились заданиями.
Применение данных стратегий способствовали достижению поставленной 2 цели обучения, понимать содержание прозаических произведений, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям; представлять информацию в виде схемы, диаграммы.
Следующие виды работ: Заполнить таблицу характеристику героя, Прием РАФТ, ПОПС формула, дали возможность реализовать 3 цель урока: создавать высказывание, используя приемы привлечения внимания и, учитывая целевую аудиторию. При выполнении данного задания ученики затруднялись высказывать свое мнение и отвечали коротко не внятно. Возможно, надо учитывать уровень подготовленности класса. А также обратить внимание на подбор заданий, учитывая возрастные особенности учащихся.
После каждого задания были использованы готовые дескрипторы. Но, следует заметить, что не все дескрипторы были озвучены и были оценены ответы учеников.
Орынбаева Г.А. показала открытый урок в 5 «А» классе. Тема урока: Как охранять природу.
Для создания психологического настроя был проведен тренинг « Я желаю тебе добра», где учащиеся хором читали отрывок стихотворения и тем самым желали всем добра.
Материал преподносится на доступном учащимся языке. Учителем учитываются возрастные особенности учеников, используются игровые ситуации. Но, несмотря на это, учащиеся затруднялись определить значение антонимов и приводить примеры. На уроке были использованы такие стратегии как: « Чтение с пометками», « Верные и неверные утверждения» и различные тренировочные упражнения.
Учащиеся были малоактивны на уроке, так как отвечали одни и те же ученики. На уроке была проведена групповая работа, а также парная при работе с учебниками некоторых упражнений. Не каждое задание формативно оценивалось.
Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. В ходе работы большое внимание уделялось формированию умения у детей слышать и слушать своих товарищей.
На уроке были использованы дескрипторы к заданиям. Но, несмотря на это, следует обратить внимание на оценивание всех предложенных заданий. А также обратить внимание на озвучивание листов самооценивания, которые были предложены каждому ученику. Учителю не хватило времени на рефлексию.
Манкеева А.С. показала открытый урок в 11 «Б» классе. Тема урока: И.А.Гончаров. Роман «Обломов».
Урок начался с психологического настроя «Возьмемся за руки», где ученики , взявшись за руки, делились своими впечатлениями, эмоциями друг другу. Деление на группы было при помощи разрезанных листочков словосочетаний: большой диван, удобный халат и мягкие туфли. Использование данных словосочетаний было нацелено на то,что они раскрывают суть романа «Обломов».Так как являются яркими примерами художественной детали в романе.
Для ознакомления с биографией И.А.Гончарова учителем было предусмотрено опережающее задание. Ранее подготовленная ученица подробно рассказала биографию писателя. В то время, когда ученица ( Амангелді Інкар) по слайдам рассказывает биографию И.А.Гончарова, остальным ученикам было предложено заполнить хронологическую таблицу: «Даты-События». Данное задание способствует развитию монологической речи способного ученика, а также развитию зрительной памяти учащихся при запоминании дат и событий.
С целью ознакомления краткого содержания романа, учителем было предложено просмотр буктрейлера, подготовленного ученицей Мурат Дианой.
Для раскрытия целей обучения учитель применяет такие приемы и статегии: «Ассоциации», «Хронологическая таблица», «Чтение с пометками». Было проведено оценивание каждого задания по стратегии «Похвала», «Две звезды, одно пожелание», «Взаимооценивание», а также словесное оценивание учителя. Каждое задание оценивалось определенными баллами.После каждого задания были использованы готовые дескрипторы.
С целью развития навыков функциональной грамотности при работе с текстом, ученикам предстояло выписать из текстов описание внешности главного героя, описание комнаты, примеры художественной детали и изобразить в виде кластера. Для того, чтобы определить уровень усвоения новой темы, а также внимательности после прочтения отрывков романа, учитель использует Прием рефлексии «Билет для выхода из класса».
Мамакеримова А.С. показала открытый урок в 10 «Г» классе. Тема урока: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Урок начался с проведения тренинга « Улыбка» с целью создания благоприятной обстановки в классе. Следует отметить, что очень много времени учитель уделял проверке домашнего задания. Ученики подробно произвели сравнительный анализ главных героев: Обломова и Штольца. Тем самым данное задание было монотонным и скучным. На уроке учитель применил различные формы и методы работы, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся для восприятия изучаемого материала. На уроке были использованы следующие приемы и методы: «Сравнительная таблица», « Сюжетная таблица», «Телеграмма», « Диаграмма Венна», «Блиц- опрос» и стратегии для расширения лексики.Отдельное задание было для проведения словарной работы, а именно определения лексического значения слова и нахождения этого слова в предложении. На уроке была проведена групповая работа,при составлении толстых и тонких вопросов. Оценивание на уроке проводилось формативное, а также словесное поощрение учителем. После каждого задания были использованы готовые дескрипторы. Но, следует заметить, что не все дескрипторы были озвучены и были оценены ответы учеников. Кроме этого, структура урока была основана на вопросах и ответах. Ученики были не активны: с каждой группы только по 1-2 ученики были задействованы в процессе урока. Большую часть говорил сам учитель, а ученики давали короткие ответы. Соответственно, учителю следует разнообразить виды приемов и стратегий, которые были бы не однотипные.
Сымтыков С.В. показал открытый урок в 6 «А» классе. Тема урока: В.Токарева «Кошка на дороге».
На уроке учитель применил различные формы и методы работы, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся для восприятия изучаемого материала. Изучаемый материал понятен, посилен, интересен детям. На основе эпиграфа к уроку и загадки, ученики определяют тему урока. Для ознакомления биографии В.Токаревой учитель использует опережающее задание. Но нужно учитывать способности учеников, так как для него было сложно пересказывать биографию. Поэтому ученица все прочитала по слайду. Ознакомление с содержанием рассказа было по приему « Чтение по –цепочке». После прочтения проведена работа по содержанию рассказа по приму « Шкатулка мудрости», где ученики отвечали на вопросы. После этого была проведена словарная работа. На уроке была проведена групповая работа,при составлении толстых и тонких вопросов. .Каждое задание не всегда оценивалось учителем. После каждого задания были использованы готовые дескрипторы. Но несмотря на это, учителю не хватило времени на выполнение некоторых заданий. Кроме этого, следует обратить внимание на речевые ошибки некоторых учащихся. Учитель использовал такие приемы как: «Таблица-синтез», «Семантическая таблица», «Верные и неверные утверждения», задания на соответствия. Но несмотря на обилие заданий, учащиеся не смогли выполнить все задания.
Байлинова Ф.Т. показала открытый урок в 11 «Г» классе. Тема урока: Тема любви в поэзии С.Есенина.
На уроке учитель применяет разные приемы, методы, соответственно целям и задачам урока, проводится работа по повышению уровня сформированности общеучебных и предметных умений и навыков. Также использует технологию личностно- ориентированного подхода в обучении. Проверка домашнего задания основана была на составлении кластера « Автор». Ученики подводили итоги по творчеству С.Есенина. А также читали наизусть стихотворения С.Есенина. Деление на группы было с помощью QR кода. Цели урока не были озвучены учителем. На уроке были использованы стратегии « Ромашка Блума», «Фишбоун», «Пылающее сердце». Все задания были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов, а также с целью раскрытия темы любви в поэзии С.Есенина.Оценивание на уроке проводилось формативное, а также словесное поощрение учителем. После каждого задания были использованы готовые дескрипторы. Но не всегда были оценены ответы учеников. С целью развития навыков функциональной грамотности при работе с текстом, ученикам было предложено оформить обложку , его содержание, а также написать аннотацию. Но данное задание было выполнено заранее. Следовательно, нужно было учителю об этом предупредить . Кроме этого, обратить внимание на содержание слайдов, так как там были слова учителя, которые он должен был озвучить на уроке.
Берік М.Т. показала открытый урок в 7 «Г» классе. Тема урока: К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Урок начался с психологического настроя «Хвалилки», где учащиеся хвалят друг друга. Проверка домашнего задания была основана на выразительном чтении стихотворения «Заболела мать». Чтобы подвести к новой теме и определить цели урока, учитель применяет прием «Телеграмма». На партах лежали телеграммы с цитатой К.Г.Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца». Деление на группы при помощи пазлов с изображением главных героев рассказа «Телеграмма». Содержание рассказа было предложено подготовленному ученику, а также просмотр буктрейлера. Для раскрытия целей обучения учитель использует такие приемы и стратегии: « Толстые и тонкие вопросы», «Мудрые совы», «Попс-формула». Ученики были активны на уроке. Задания были подобраны с учетом возрастных особенностей учеников. Но, несмотря на это, учителю следует обратить внимание на правильное распределение времени в течение всего урока. Так как этап рефлексии был не выполнен. А также усилить работу по оцениванию дескрипторам.
Бақтыбекқызы Алия показала открытый урок в 3 «А» классе. Тема урока: Лес- богатство и краса, береги свои леса.
Урок начался с психологического настроя , а именно с прочтения шуточного стихотворения. Актуализация знаний основана на игре «Хорошо или плохо». Учитель тем самым подводит к новой теме урока. После этого ученики отгадывают загадку. Это позволило определить лексическую тему урока. С содержанием рассказа ученики знакомятся сами, читая по абзацам текст. По приему « Мозговая атака» учащиеся отвечают на вопросы, ответы которых можно найти в самом тексте. После этого проводилась работа по составлению постера. Где ученикам нужно было составить правила поведения в лесу, использую картинки на слайде. Для закрепления грамматической темы учитель предлагает тренировочное упражнение у доски. При выполнении дифференцированного задания, ученикам было не понятна сама суть задания. Поэтому учителю следует учитывать возрастные особенности и уровень сложности при поборе заданий.На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа.Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный, игровой.
Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Но следует отметить, что темп урока был быстрый, соответственно все задания были выполнены за короткое время. Поэтому учителю следует обратить внимание на равномерное распределение времени каждого этапа урока. Кроме этого, заострить внимание на оценивании каждого задания.